Свежий номер:
Декабрь, 2016
Наши Партнеры:
Архив:
    
     Декабрь Декабрь
     Ноябрь Ноябрь
     Октябрь Октябрь
     Сентябрь Сентябрь
     Август Август
     Июль Июль
     Июнь Июнь
     Май Май
     Апрель Апрель
     Март Март
     Февраль Февраль
     Январь Январь
     Декабрь Декабрь
     Ноябрь Ноябрь
     Октябрь Октябрь
     Сентябрь Сентябрь
     Август Август
     Июль Июль
     Июнь Июнь
     Май Май
     Апрель Апрель
     Март Март
     Февраль Февраль
     Январь Январь
     Декабрь Декабрь
     Ноябрь Ноябрь
     Октябрь Октябрь
     Сентябрь Сентябрь
     Август Август
     Июль Июль
     Июнь Июнь
     Май Май
     Апрель Апрель
     Март Март
     Февраль Февраль
     Январь Январь
     Декабрь Декабрь
     Ноябрь Ноябрь
     Октябрь Октябрь
     Сентябрь Сентябрь
     Август Август
     Июль Июль
     Июнь Июнь
     Май Май
     Апрель Апрель
     Март Март
     Февраль Февраль
     Январь Январь
     Декабрь Декабрь
     Ноябрь Ноябрь
     Октябрь Октябрь
     Сентябрь Сентябрь
     Август Август
     Июль Июль
     Июнь Июнь
     Май Май
     Апрель Апрель
     Март Март
     Февраль Февраль
     Январь Январь
     Январь Январь
     Декабрь Декабрь
     Ноябрь Ноябрь
     Октябрь Октябрь
     Сентябрь Сентябрь
     Август Август
     Июль Июль
     Июнь Июнь
     Май Май
     Апрель Апрель
     Март Март
     Февраль Февраль
     Январь Январь
     Декабрь Декабрь
     Ноябрь Ноябрь
     Октябрь Октябрь
     Сентябрь Сентябрь
     Август Август
     Июль Июль
     Июнь Июнь
     Май Май
     Апрель Апрель
     Март Март
     Февраль Февраль
     Январь Январь
     Декабрь Декабрь
     Ноябрь Ноябрь
     Октябрь Октябрь
     Сентябрь Сентябрь
     Август Август
     Июль Июль
     Июнь Июнь
     Май Май
     Апрель Апрель
     Март Март
     Февраль Февраль
     Январь Январь
     Декабрь Декабрь
     Ноябрь Ноябрь
     Октябрь Октябрь
     Сентябрь Сентябрь
     Август Август
     Июль Июль
     Июнь Июнь
     Май Май
     Апрель Апрель
     Март Март
     Февраль Февраль
     Январь Январь
     Сентябрь Сентябрь
     Август Август
     Июль Июль
     Июнь Июнь
     Май Май
     Апрель Апрель
     Март Март
     Февраль Февраль
     Январь Январь
     Декабрь Декабрь
     Ноябрь Ноябрь
     Октябрь Октябрь
     Сентябрь Сентябрь
     Август Август
     Июль Июль
     Июнь Июнь
Каталог авторов:
А Б В Г Д Е
Ё Ж З И Й К
Л М Н О П Р
С Т У Ф Х Ц
Ч Ш Щ Э Ю Я
Сейчас в Москве:
?????? ? ?????? - ??????? ?? ??????? ?????? ? ?????? - ??????? ?? ??????
 
ОБЕСПЕЧЕНИЕ СОХРАННОСТИ И БЕЗОПАСНОСТИСКОРОПОРТЯЩИХСЯ ПИЩЕВЫХ ПРОДУКТОВ ПРИ ИХ ТРАНСПОРТИРОВАНИИ
(Автор: Петрова А.П.)
Untitled Document

Условия обеспечения сохранности и безопасности скоропортящихся пищевых
продуктов определены результатами многолетних исследований отечественных
и зарубежных специалистов, а также большим практическим опытом,
накопленным в этой области. Несмотря на существование различных способов
длительного хранения и консервирования пищевых продуктов, основным из них
является использование холода.

 

Успешное сохранение продуктов с помощью холода может быть осуществлено только в том случае, если
холод как консервирующее средство, будет непрерывно использоваться для сохранения качества продукта
на всех этапах его жизненного цикла: от производства до потребления, включая процесс перевозки. В терми-
нологии специалистов это означает, что должна быть осуществлена «единая холо дильная цепь». Даже при кратковременном повышении температуры продукта происходит снижение его качества, так как при этом
начинают развиваться физикохимические, микробио логические и биохимические процессы, совокупность которых вызы вает нежелательные изменения качества продукта, влияющие на безопасность его потребления. Немаловажное значение имеет не только соблюдение условий и режимов перевозки скоропортящихся продуктов, но и соблюдение условий их приемки к перевозке. Так, например, при транспортировании ранних овощей, бахчевых и фруктов из южных районов в крупные промышленные центры Российской Федерации из-за несоблюдения режима предварительного охлаждения происходят
значительные потери груза и ухудшение его качества. Это связано с тем, что холодильные установки авто-
рефрижераторов, используемых для пере возки, предназначены лишь для поддержания заданной темпера-
туры. Предварительное охлаждение продуктов должно производиться в специальных условиях.
В настоящее время Меж дународным институтом холода разработаны рекомендации по темпера турным ре-жимам и продолжительности хранения и транспортировки различных скоропортящих ся пищевых продуктов. При этом в рекомендациях приводится интервал тем ператур, в пределах которого не существует практической опасности порчи продукта при условии, что до его погрузки в транспортное средство выполнялись опре деленные требования по подготовке груза.

Одной из наиболее сложных с позиции выбора и поддержания температурных режимов является перевозка скоропортящихся пищевых продуктов в торговую сеть и предприятия общественного питания. Это связано с тем, что в данном случае при доставке груза одним транспорт ным средством нескольким получателям частое открывание дверей ку зова при высокой наружной температуре воздуха может вызвать опасные изменения потребительских свойств перевозимых продуктов.

Достижение необходимых температурных режимов при транспортировании обеспечивается за счет использования специального подвижного состава, имеющего изотермическую конструкцию кузова, а также систему охлаждения (обогрева), соответствующие условиям перевозки определенных скоропортящихся пищевых продуктов. В настоящее время в Российской Федерации и за рубежом производится большая номенклатура автотранс портных средств, предназначенных для перевозки
скоропортящихся пищевых продуктов. К ним относятся: «изотермические транспортные средства», «ледники», «рефрижераторы» и «отапливаемые» транспортные средства. Типоразмерный ряд данных транспортных средств включает в себя транспортные средства малой и средней грузоподъемности, в т. ч. многосекционные, предназначенные для внутригородских и пригородных перевозок, а также крупнотоннажные транспортные средства, используемые преимущественно для между-
народных и междугородных перевозок. Основным показателем изотермических свойств под-
вижного состава является общий коэффициент теплопередачи К, характеризующий количество тепловой мощности, либо холодопроизводительности W, необходимой для поддержания при постоянном режиме абсолютной разности ΔТ между средней внутренней температурой и средней наружной температурой, когда средняя наружная температура является постоянной для кузова, средняя поверхность
которого равна S. Основным показателем эффективности термического оборудования является его полезная холодопроизводительность либо тепловая мощность. За последние годы парк автотранспортных средств, предназначенных для перевозки скоропортящихся пищевых продуктов, значительно вырос как за счет импорта иностранных автомобилей (из Германии, Франции, США, Кореи), так и за счет производства отечественных автомобилей – в большинстве своем малотоннажных изотермических фургонов. При этом появляются и развиваются новые технологии охлаждения груза в кузове автотранс-
портного средства. В частности, технологии, связанные с использованием криогенных газов для охлаждения грузовых отсеков [1]. Данные технологии основаны на частичном замещение воздуха инертными газами, из которых наиболее предпочтительным с технологической точки зрения является азот. Этот способ представляет значительный интерес, так как, с одной стороны, жидкий азот является
холодильным агентом, способным обеспечить поддержание необходимого температурного режима,
а с другой – создать модифицированную атмосферу, необходимую для сохранения продуктов.
Перспективы применения тех или иных технологий охлаждения продуктов, а также конструкций
автотранспортных средств при перевозке скоропортящихся пищевых продуктов в перспективе
будут определяться такими показателями, как скорость восстановления температурных режимов, длительность их поддержания, экологическая безопасность, степень независимости от внешних условий [2]. Дальнейшее развитие в Российской Федерации производства автотранспортных средств, назначенных
для перевозки скоропортящихся пищевых продуктов, сталкивается с проблемой отсутствия в РФ испытательной базы, отвечающей общепризнанным международным требованиям. Так, например, для определения общего коэффициента теплопередачи К в международной практике используется специальная климатическая камера, в которую помещается автотранспортное средство для проведения необходимых замеров. В Российской Федерации такая камера отсутствует. Немаловажным является также отсутствие в России нормативно закрепленных методик испытаний автотранспортных средств, предназначенных
для перевозки скоропортящихся пищевых продуктов, гармонизированных с аналогичными международными методами. В результате российские автотранспортные средства не могут использоваться для перевозки скоропортящихся пищевых продуктов в международном сообщении. Транспортные предприятия вынуждены покупать подвижной состав за рубежом. В отличие от России большинство европейских стран, США и Канада используют единые требования и методы испытаний транспортных средств как для внутренних, так и для международных перевозок. Подтверждением этому являются, например, результаты сравнительного анализа положений «Соглашения о международных перевозках
скоропортящихся пищевых продуктов и о специальных автотранспортных средствах, предназначенных для этих перевозок» (СПС) в части методов испытаний с соответствующими положениями германского стандарта DIN 8959-2000 «Испытания транспортных средств с тепловой изоляцией для перевозок пищевых продуктов».

Одним из важнейших аспектов обеспечения сохранности и безопасности перевозок скоропортящихся пищевых продуктов в Российской Федерации является нормативное регулирование данной сферы деятельности. Принципиальная структура системы установления и предъявления нормативных требований к перевозке скоропортящихся пищевых продуктов специальными автотранспортными средствами, включающая в себя как действующие документы, так и планируемые к разработке либо разрабатываемые в настоящее время, приведена на рисунке 1. В структуре системы имеют место следующие группы документов:

– устанавливающие правовые нормативные основы регулирования процессов формирования и предъяв-
ления требований к безопасности скоропортящихся пищевых продуктов, в т. ч. в процессе их перевозки;
– регламентирующие требования к организации процессов перевозки скоропортящихся пищевых продуктов, а также процедуры взаимодействия грузоотправителей и грузополучателей;
– устанавливающие требования к транспортным средствам, используемым при перевозке скоропортящих-
ся пищевых продуктов, и методы их испытаний.
Состав указанных групп документов определяется направленностью на сферу международных или внут-
ренних перевозок. В сфере международных перевозок основным документом, определяющим правовые основы установления и применения требований к перевозкам скоропортящихся пищевых продуктов и используемым при этом специальным транспортным средствам, а также методы испытаний данных транспортных средств, их классификацию и маркировку, является СПС. На внутренних перевозках действующая нормативная правовая база требует практически полной переработки с учетом современного законодательства в области технического регулирования, а также с учетом необходимости гармонизации имеющихся требований с международными. В целях решения данной проблемы Минтрансом
России инициировано проведение работ по созданию комплекса документов, регламентирующих правовые, технические и методические аспекты перевозок скоропортящихся пищевых продуктов в пределах Российской Федерации. В число этих документов входит разрабатываемый ОАО «НИИАТ» проект технического регламента «О безопасности транспортных средств, предназначенных
для перевозки скоропортящихся пищевых продуктов». В настоящее время завершена разработка концепции
и структуры технического регламента, содержание которых согласовано с Минздравсоцразвития России,
Минсельхозом России. Документы обсудили на рабочих заседаниях Минпромэнерго России и доложили о них на постоянно действующем семинаре‑совещании «Вопросы разработки технических регламентов», прошедшем 14 мая 2007 г. в Торгово‑промышленной палате Российской Федерации.

В целях обеспечения возможности реализации данного регламента ОАО «НИИАТ» при участии ВНИХИ
в 2006 году разработан проект ГОСТ Р «Автотранспортные средства для перевозки скоропортящихся пищевых продуктов. Изотермические свойства кузова и эффективность термического оборудования. Показатели и методы определения». Область применения стандарта распространяется на сферу установления технических требований к изотермическим свойствам кузовов, эффективности термического оборудования автотранспортных средств категорий N и O (по ГОСТ Р 52051-2003
«Механические автотранспортные средства и прицепы. Классификация и определения»),предназначенных
для перевозки скоропортящихся пищевых продуктов, их классификацию, методы испытаний, а также требования к маркировке. Требования стандарта гармонизированы с положениями СПС. Изотермические свойства кузова и эффективность термического оборудования рассмотрены в стандарте с позиции становления основных показателей и характеристик, способов их измерения и документального оформления.
Полное решение проблемы создания условий обеспечения сохранности и безопасности перевозки ско-
ропортящихся пищевых продуктов требует дальнейшей работы по формированию правовой, нормативно-методической и технической базы, ее гармонизации с международными требованиями, а также создания в Российской Федерации современной испытательной базы, отвечающей общепризнанным международным требованиям для проведения испытаний автотранспортных
средств, предназначенных для перевозки скоропортящихся пищевых продуктов.

ЛИТЕРАТУРА
1. Венгер К. П., Мотин В. В., Феськов О. А. Криогенное ох‑
лаждение изотермических кузовов при транспортировке
быстрозамороженной продукции, «Холод-Консультант»,
2006.
2. Грызунов А. А. Холодильный транспорт в начале XXI ве‑
ка, «Холодильное дело», 2001, № 1.

 

<<назад...
Новости в Журнале
  • Уважаемые авторы и подписчики!
  • УВАЖАЕМЫЕ АВТОРЫ!
  • УВАЖАЕМЫЕ подписчики!
  • Новый учебник по транспортной телематике
  •  
       © "РЕДАКЦИЯ ЖУРНАЛА "АВТОТРАНСПОРТНОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ", 2006   web-дизайн: webmaster@transnavi.ru   Главная   Назад 
    Хостинг Majordomo.ru Яндекс цитирования Rambler's Top100 Каталог ресурсов ListTop.Ru Продажа автомобилей Ваз, мотоциклов, скутеров, ATV autodealer.ru - Рейтинг АвтоРесурсов
                     

    Авторские права